История обрезания

Операция удаления крайней плоти является одной из самых древних в истории человечества: у некоторых народов эта процедура считалась «данью жестокому и злому божеству, которому необходимо принести в жертву часть, чтобы спасти целое, обрезать ребенка, чтобы сохранить ему жизнь». Не случайно исследователи полагают, что обрезание в то время служило успешной альтернативой жестокому языческому обряду человеческих жертвоприношений.

Однако изначально у многих народов этот обряд символизировал вступление мальчиков во взрослую жизнь и давал им право жениться. Характерно, что еврейское существительное «хатан» (жених) весьма созвучно арабскому «hitan» (обрезание). А самой процедуре подвергались, в основном, юноши в возрасте 14 - 17 лет, вступившие в период половой зрелости. Ученые утверждают, что обрезание крайней плоти начали практиковать ближневосточные народы еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Также обряд обрезания использовали финикийцы, египетские жрецы и народы Ханаана (аммонитяне, эдомитяне и моавитяне).

Сцена обрезания. Изображение на египетской гробнице
Сцена обрезания. Изображение на египетской гробнице (ок. 2500 г. до н. э.)

Обрезание в Библии

В книгах Священного Писания обрезанию придается исключительно религиозное значение. Оно является одной из немногих заповедей в Пятикнижии, и, согласно Библии, праотец Авраам совершил обрезание в возрасте 99 лет. Согласно традиционной версии, Авраам проделал операцию сам с помощью Всевышнего. А в соответствии с более современной трактовкой, Авраама оперировал сын Ноя - Сим. К этому дню его сыну Измаилу (Ишмаэлю), от которого, согласно Библии, произошли арабы, было 13 лет. Родившийся позднее Исаак, от которого произошли евреи, был обрезан на восьмой день жизни. Эти сроки (8-й день и 13 лет) соблюдаются в иудаизме и исламе до сих пор.

Обрезание по-иудейски

Согласно еврейской традиции, обрезание («брит мила» - иврит) является символом договора между Богом и народом Израиля.

Однако в отличие от других древних народов обрезание еврейских детей проводилось не в период половой зрелости, а на восьмой день после рождения. Причем процедура была обязательной для всего народа, и проводилась как в семьях высшего сословия, так и в семьях рабов. Обрезание должно было напомнить евреям об обетованиях, заключённых в Божьем Завете (относительно потомства, владения землей), и об обязанностях, возложенных этим заветом на Израиль.

Однако удаление крайней плоти проводилось и из соображений гигиены, которые были выдвинуты ещё Филоном Александрийским. Операция проводилась следующим образом: крайняя плоть полностью удалялась и обнажалась головка полового члена. На половой член для остановки кровотечения накладывалась давящая повязка, и по традиции новорожденный получал имя сразу же после проведения процедуры обрезания (давать имя ребенку раньше было не принято). Если крайняя плоть или ее часть закрывала венечную борозду (борозда, которая находится на границе головки и тела полового члена), то такой иудей считается необрезанным. Процедуру обрезания выполнял специально обученный для этого человек - mohel (мохел) - еврейский мужчина, который также должен был быть с обрезанной крайней плотью.

Обрезание по-исламски

В исламской культуре, согласно мнению одних богословов, удаление крайней плоти являлось близким к обязательному (ваджиб), по мнению других – желательным (мустахаб). В Священном Коране обрезание не упоминается, однако о его необходимости свидетельствуют многочисленные предания, в том числе о пророке Мухаммаде. Когда некий человек пришел к нему и сказал, что принял ислам, пророк ответил: «Сбрось волосы неверия и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда).

Обрезание в семьях, исповедующих ислам, совершали ребенку до достижения половой зрелости, когда он становился мукаллафом (совершеннолетним) и был обязан совершать все возложенные на него обязанности.

Сегодня удаление крайней плоти является национальным обычаем, и сроки проведения этого обряда у представителей разных народностей весьма различны. Например, в турецких семьях процедуру обрезания проводят мальчикам в возрасте 8 - 13 лет, в персидских – в возрасте 3 – 4 лет, в семьях арабов - на 5 - 6 году жизни.

Причем у мусульман вмешательство выполняется без анестезии, обрезанные листки крайней плоти не сшиваются между собой и кровотечение не останавливается. Как правило, процесс обрезания сопровождается праздником, на который приглашаются члены семьи и родственники. Несмотря на обширную и многолетнюю практику, некоторые случаи обрезания приводят к летальному исходу в связи с проведением процедуры в антисанитарных условиях и последующим кровотечением у детей с нарушениями свертываемости крови и ее заражением.

Обрезание по-христиански

В Иерусалиме и первых христианских общинах обрезание проводилось всем мужчинам без исключения, однако впоследствии этот обряд проводился только над язычниками, принявшими христианство, против чего впоследствии протестовал апостол Павел.

Он использует понятие обрезания как символ обновления человека через веру в Иисуса Христа, и называет эту процедуру обрезанием Христовым, заключающейся в «совлечении греховного тела плоти». Не случайно удаление крайней плоти совершается, в отличие от иудейского обряда, не ножом по плоти, а в сердце и по духу. Тем самым обрезание, по его мнению, теряет свой смысл и становится ненужным.

Поэтому в современном мире в христианстве этот обряд не практикуется, и этой процедуре подвергают отнюдь не из-за религиозных убеждений. Тем не менее, Коптская и Эфиопская православные церкви и по сей день придерживаются некоторых раннехристианских обрядов (например, празднование субботы наряду с воскресеньем), одним из которых является и удаление крайней плоти, которое проводится младенцам непосредственно перед крещением.

В царской России принадлежность новорождённого мальчика к еврейству также сопровождалась обрезанием, которое официально регистрировалось в метрической книге. Статья 302 уложения о наказаниях запрещала совершение обряда обрезания кем бы то ни было, кроме раввина. И в то же время, евреем считался любой рождённый еврейкой, даже младенец, не подвергшийся обрезанию. Статус еврея терялся лишь с официальным переходом в другое вероисповедание.

Контакты

Клинический Центр реконструктивной и пластической хирургии
Амбулаторно-диагностическое отделение
7203331@gmail.com

Телефоны клиники

+7 (925) 857-06-05
+972 58-6272893